Для чего нужна видеокарта, устройство видеокарты компьютера на примере старушки GeForce 9600 GT

Видеокарта является очень важным компонентом в системе, наверное вторым по важности после процессора. Но почему это именно так? Вообще, для чего нужна видеокарта? Приглашаю вас вместе со мной разобраться в этих вопросах, все ответы обязательно будут далее по тексту.

videokarta-9600-GT

Открою секрет тем, кто еще не знает - абсолютно в каждом компьютере есть видеокарта. Объясняется это тем, что без нее просто немыслима работа за компьютером. Дело в том, что, как вы уже наверное догадались, видеокарта отвечает за формирование изображения на мониторе компьютера. Без нее мы с вами просто-напросто сидели бы и "втыкали" в пустой ничего не показывающий монитор, причем остальная часть устройств компьютера при этом бы стабильно продолжала работать.

Иными словами получается, что если убрать из системы видеокарту, ничего страшного не произойдет, все будет работать и это никак не отразится на работе компьютера в общем. Это с технической точки зрения. Но с точки зрения нас с вами, отсутствие видеокарты на 100% лишает нас возможности вообще хоть как-то работать на таком компьютере. И поэтому видеокарта по важности идет следом за процессором (без процессора комп даже не включится).

Чтобы понять что это за "зверь" такой - видеокарта и где он "живет", предлагаю заглянуть внутрь системного блока компьютера.

sistemnyj-blok-komp'jutera-videokarta

Видеокарта (зеленая стрелка) состоит из множества компонентов и представляет собой печатную плату, на которой эти компоненты размещены. Итак, что же это за компоненты такие? У меня на руках старенькая 9600 GT от известной фирмы-производителя. Думаю, можно использовать ее в качестве примера для наглядного описания компонентов, поскольку в конструктивном плане все современные графические карты (видеокарты) идентичны - различаются только некоторые моменты, такие как: расположение отдельных чипов, их количество и т.д. Иными словами, далее по тексту пойдет объяснение базовой структуры (из чего состоит видеокарта), которая есть у всех в том или ином виде.

ustrojstvo-videokarty-vid-sverhu

Графический процессор (зеленая стрелка) - главный компонент (сердце) видеокарты. Именно от него зависят большинство характеристик видеокарты, производительность - в первую очередь. Графический процессор является еще и самым горячим компонентом любой видеокарты. Занимается расчетами выводимого на монитор изображения, разгружая при этом центральный процессор (у которого и своих обязанностей хватает). Участвует в расчетах для построения трехмерной графики. Современные графические процессоры (GPU) по сложности мало чем отличаются от центрального процессора компьютера (CPU). Не секрет, что число транзисторов в процессоре играет далеко не последнюю роль, так вот графический процессор видеокарты в большинстве случаев превосходит центральный процессор, как по количеству транзисторов, так и по вычислительной мощности. Достигается это, как правило благодаря большому числу универсальных вычислительных блоков.

Видеоконтроллер - формирует картинку в памяти видеокарты, а так же отсылает информацию на ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь) относительно развертки монитора, занимается обработкой запросов центрального процессора компьютера. Содержит в себе несколько контроллеров: контроллер внешней шины данных (PCI или AGP), контроллер внутренней шины данных и контроллер памяти видеокарты. Так как к большинству современных видеокарт можно одновременно подключить сразу несколько мониторов, видеокарты содержат в себе сразу несколько видеоконтроллеров, каждый из которых управляет одним или несколькими дисплеями.

Видеопамять (желтые рамки) - выполняет роль некоего буфера, в который поступает изображение с графического процессора через видеоконтроллер. По своей сути очень схожа с оперативной памятью компьютера. В видеопамяти также хранятся промежуточные кадры, невидимые на мониторе элементы изображения и другие данные. Видеопамять бывает нескольких типов, различающихся по частоте и скорости доступа. Если говорить про современные видеокарты, все они могут оснащаться памятью типа GDDR3, GDDR4, GDDR5. Объем памяти тоже может быть разный, как правило от 1-4 Гб.

Сами чипы видеопамяти находятся вблизи графического процессора и располагаются вокруг него - и это не случайно. Смысл в том, что чем ближе находятся чипы видеопамяти к GPU, тем быстрее он с ними может взаимодействовать, за счет этого повышается его тактовая частота. Следует иметь ввиду, что помимо видеопамяти, современные графические процессоры обычно используют часть системной (ОЗУ) памяти компьютера, доступ к которой организуется драйвером видеокарты через шину AGP (которая уже устарела) или PCI-E.

Коннекторы (видеовыходы) - служат для подключения монитора(ов) к компьютеру. На приведенной ниже фотографии их три, значит к видеокарте одновременно можно подключить три монитора. Как вы понимаете, выходов может быть значительно больше - все зависит от стоимости видеокарты.

vyhody-videokarty

Сейчас не будем останавливаться на характеристиках каждого из них, это тема отдельной статьи, а просто перечислим их - D-Sub (окрашен в синий цвет), HDMI (слева), DVI, DisplayPort (которого нету на данной видеокарте). Это все были основные выходы, отвечающие за вывод картинки на монитор. Но существуют и другие - коннекторы системы питания и охлаждения видеокарты. Например так выглядит коннектор системы охлаждения видеокарты, при условии, что она представлена в виде вентилятора (активная система охлаждения).

videokarta-razem-pitanija-sistemy-ohlazhdenija

Через этот коннектор и далее по проводу подается напряжение на моторчик кулера, заставляя его вращаться. И через него же можно управлять скоростью вращения кулера. И как уже было сказано выше, есть еще один разъем - разъем дополнительного питания видеокарты. Все современные видеокарты им оснащаются в обязательном порядке, ибо потребляемая мощность этих видеокарт весьма и весьма высокая. Если на видеокарте нет такого разъема, как в случает с 9600 GT - мощность потребляется через интерфейс PCI-E x16, который способен "выдавать" до 75 Вт, если мне не изменяет память.

Если взглянуть на обратную сторону видеокарты, можно увидеть отверстия под винты крепления системы охлаждения графического процессора. Больше ничего интересного здесь вы не найдете.

ustrojstvo-videokarty-vid-snizu

Принцип работы видеокарты

Ну а теперь предлагаю обобщить все вышесказанное в некую последовательность, которая будет объяснять принцип работы видеокарты.

До того, как стать изображением на мониторе, цифровые данные в виде двоичного кода (0 и 1) обрабатываются центральным процессором компьютера, после чего они через шину данных направляются в видеокарту, где еще раз обрабатываются, преобразуются в аналоговый сигнал, который направляется на монитор. Это если кратко. Ну а если поподробней - сначала данные из шины данных попадают в графический процессор, где они обрабатываются. После чего эти обработанные цифровые данные через видеоконтроллер поступают в видеопамять видеокарты, где создается некий образ изображения, которое должно выводиться на мониторе. Следующим этапом - будет передача этих данных в RAMDAC (цифро-аналоговый преобразователь), где они преобразуются в аналоговый вид и уже в таком виде поступают на монитор.

Кстати, по поводу RAMDAC - сейчас все реже и реже на видеокартах встречается аналоговый выход (D-Sub), поэтому прошу тех, кто дочитал до этого момента (Вы молодец) указать в комментариях свое мнение на тот счет, нужен ли RAMDAC видеокартам, которые имеют только цифровые выходы (HDMI, DVI, DP). Ведь если главной функцией RAMDAC является кодирование данных из цифрового сигнала в аналоговый сигнал, то в случае с цифровыми выходами кодировать нечего и соответственно необходимость в RAMDAC отпадает. Прошу поделиться тех кто знает информацией на этот счет. Заранее спасибо.

29 thoughts on “Для чего нужна видеокарта, устройство видеокарты компьютера на примере старушки GeForce 9600 GT

  • 18.09.2022 в 14:01
    Permalink

    если я поставлю на свой компьютер видеокарту(у меня встройка)то мне нужно будет переустанавливать виндовс?

    Ответ
  • 16.12.2017 в 18:36
    Permalink

    У меня такой вопрос: что будет если совместить слабую видеокарту и мощный процессор?

    Ответ
  • 04.12.2014 в 02:48
    Permalink

    у меня вопрос: почему у меня на ноуте изображение какоето зернистое и повисает?

    Ответ
  • 05.09.2014 в 03:10
    Permalink

    А она влияет на игры делает их менее лагучими?

    Ответ
  • 30.07.2014 в 18:43
    Permalink

    Подскажите, мне отдали ноут, сказали что сломан, отнес его в мастерскую говорят видеокарта не работает и заказать её негде. Ноут Aspire 5530. Но когда привез домой, включил, вроде всё работает изображение есть игры идут ну всё показывает, что за проблема? Может мастера что напутали? Вроде сервис хороший, ЦИТ.

    Ответ
  • 08.04.2014 в 07:02
    Permalink

    подскажите что делать. купил комп. без есткого диска. поставил свой ж. диск. виндовс переустановил а звука нет

    Ответ
    • 08.04.2014 в 13:18
      Permalink

      Скорее всего не хватает драйверов на звук.

      Ответ
  • 02.04.2014 в 10:26
    Permalink

    Да вот в этом у меня и заключается вопрос , материнка поддерживает частоту около 2400 , и сама память у меня для разгона, впрочем как и все остальные части.

    Ответ
  • 01.04.2014 в 22:06
    Permalink

    У меня вопрос: Купил оп. Память с частотой 2000 с чемто герц, но показывает что она работает с 600-700 герц.
    Есть подозрения на блок питания тк он старый и неособо уж мощный.
    Объясните, почему так и как мне это исправить.

    Ответ
    • 01.04.2014 в 22:28
      Permalink

      Богдан: Возможно материнская плата не поддерживает бОльшие частоты, вот память и работает на максимально возможной для этой материнки, либо сама память глючит – но тут уже диагностика нужна…

      Ответ
    • 14.06.2014 в 16:50
      Permalink

      Скорее всего частоту нужно вручную выставить в биосе материнской платы

      Ответ
  • 03.03.2014 в 02:04
    Permalink

    У меня разрешение экрана1366х768.Стояла windows 8-всё было в норме.Поставил 8.1-разрешение неподымается выше 1024х768.Наверно нужны драйвера на видиокарту

    Ответ
    • 03.03.2014 в 18:03
      Permalink

      Владимир: Да, скорее всего.

      Ответ
  • 17.02.2014 в 14:36
    Permalink

    Для игр например: Ворд оф Танкс, Варфейс. а Танки онлайн это браузерная игра.Спасибо.

    Ответ
    • 17.02.2014 в 19:07
      Permalink

      Да, извиняюсь, в предыдущем моем комментарии подразумевалась игра “World of Tanks”, спасибо за исправление.

      Ответ
  • 17.02.2014 в 06:25
    Permalink

    скажите а какой нужен процессор чтоб играть в клиентские онлайн игры без глюков.Какие должны быть у него параметры частота и.т.д. Спасибо.

    Ответ
    • 17.02.2014 в 13:08
      Permalink

      Тут все зависит от конкретной игры и настроек самой игры. Взять хотя бы “Танки онлайн” – там разброс от минимальных до рекомендуемых требований просто огромный. Думаю, что нужно минимум 2 ядра с частотой от 2,6 Ггц для комфортной игры.

      Ответ
  • 08.02.2014 в 08:40
    Permalink

    Добрый день, спасибо за статью. Узнал много нового и полезного.
    У меня такой вопрос. У меня вот такая карта NVIDIA GTX 260 (второе название GV-N26OC-896H-B-GA). В ней 2 входа на питание. Блок питания стоит 350, 2 планки памяти и 1 hdd. Но к сожалению монитор черный и ничего не показывает,компьютер запускается, винтелятор на видеокарте работает. Какой блок питания вы можете посоветовать, если конечно проблема в нем?
    Спасибо за ответ!

    Ответ
    • 08.02.2014 в 17:12
      Permalink

      Проблема может быть как в мониторе, так и в кабеле, который соединяет монитор и системный блок. Но мне все-таки кажется, что проблема кроется в недостаточной мощности блока питания, думаю, здесь нужен блок на 500 Вт минимум, т.е. чтобы запас по мощности хоть какой-то был. Какой именно марки БП брать – тут на вкус и цвет, как говорится, лично мне FSP нравятся (надежные вроде как), у самого стоит FSP на 400 Вт с 2006 года, ни разу не подвел еще, на данный момент без проблем тянет core quad q8400 + видео hd7770.

      Ответ
  • 11.01.2014 в 22:40
    Permalink

    Спасибо,я уже нашла диск,просто не обратила на него внимания,завалился так сказать.Теперь всё в порядке.только драйвер на видеокарту,нам её поменяли в сервисном центре.Спасибо)

    Ответ
  • 10.01.2014 в 04:37
    Permalink

    здравствуйте!помогите мне пожалуйста,не знаю куда обратиться.Я купила монитор LG,но меня не устраивает изображение на нём.Даже значки рабочего стола как то растянуты,похожи на элипсы какие то.Через настройки параметров экрана ничего особо не меняется,настройки монитора самого тоже не дают желаемого результата.А в диспетчере устройств есть такой раздел,называется другие устройства,он разбит на 2 подраздела: видеоконтроллер и Audio Device on High Definition Audio Bus.Так вот они помечены жёлтым знаком вопросаюЭто мне тоже не нравится,там вроде не должно быть знаков вопроса.Вот я и не знаю,драйверов каких то не хватает или ещё что.Система XP стоит

    Ответ
    • 11.01.2014 в 05:05
      Permalink

      Скорее всего в системе отсутствует драйвер монитора. К монитору с магазина должен идти диск с драйверами, на котором кроме драйвера могут быть еще некоторые программы для работы с монитором. Если диска нет, придется скачивать драйвер через интернет.

      Ответ
  • 04.01.2014 в 23:00
    Permalink

    Подскажите пожалуйста, недавно разобрал свою видеокарту Nvidia GeForce GTS 450 для того чтобы прочистить от пыли. На процессоре видеокарьы была то ли пыль, то ли смазка, или может быть это вообще термопаста какая-то. Ничего если я это стер и теперь на процессоре все чисто и ничего нет?

    Ответ
    • 05.01.2014 в 01:44
      Permalink

      То, что стерли – ничего страшного, главное, когда будете собирать обратно – нанести тонким слоем термопасту на процессор и только после этого крепить кулер, иначе процессор не будет охлаждаться должным образом.

      Ответ
  • 06.12.2013 в 17:25
    Permalink

    У меня сломался компьютер, отдала его в ремонт и после ремонта мне его возвращают и видеокарту отдают в руки, говорят он и без неё работает замечательно. Какие мои дальнейшие действия, вы пишите что она нужна обязательно, а чудо мастера говорят что она у вас глючит и она не нужна?????

    Ответ
    • 06.12.2013 в 21:42
      Permalink

      То, что компьютер работает без видеокарты, означает что аналог видеокарты встроен в центральный процессор (как отдельный чип внутри процессора), либо впаян в саму материнскую плату (такое тоже бывает). Мощности такой видеокарты должно хватить для работы и для не особо требовательных игр. Вообще, если компьютер глючил именно из-за видеокарты, без нее будет лучше.

      Ответ
  • 28.06.2013 в 12:41
    Permalink

    Думаю аналоговый vga выход уже достаточно устарел, производителям видеокарт уже давно стоит перейти только на цифровые выходы, да и вообще цифровая передача данных многим лучше аналоговой т.к. меньше подвержена помехам))

    Ответ
    • 26.08.2013 в 01:25
      Permalink

      Согласен.

      Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector